Современные фотоаппараты позволяют создавать файлы самого разного типа, и разобраться в них без должной подготовки весьма непросто. Чтобы посмотреть, какие возможны варианты, необходимо изучить имеющиеся настройки или почитать инструкцию.

Перенастраивая типы файлов, можно достигнуть самых разных эффектов – экономии пространства на носителе, высокой четкости изображения и полноты передачи цвета, и многих других. Как правило, создатели фотоаппаратов предлагают пользоваться такими форматами как JPEG, RAW, TIFF и некоторыми другими. Возможно, кто-то и отмахнется от этой темы: мол, какая разница, как настроен аппарат, лишь бы делал хоть какие-то снимки, а на компьютере можно легко перевести один формат в другой. С одной стороны, это так. Однако профессиональный фотограф или человек, хоть сколько-то стремящийся освоить все особенности этого искусства, должен научиться использовать все имеющиеся возможности для увеличения качества снимков.

Итак, JPEG – поддерживается буквально любым фотоаппаратом. Он универсальный, и к тому же весьма экономичный. Места фотография, сохраненная в этом формате, займет на носителе очень немного. Именно JPEG позволяет обеспечивать максимальное сжатие сложных реалистичных картин без какого-либо негативного эффекта. Однако все же минимальные потери при его использовании допустимы, что и делает его не слишком пригодным для создания сверхчетких профессиональных фотографий, например, при макро или микросъемках, где нельзя упустить ни единого элемента. Использование таких файлов в астрономии или медицине уже запретили и именно по причине недостаточной "правдивости" сохраненных изображений.

Если нужно сэкономить пространство на носителе, а фотографии делаются самые простые, например, просто семейные или для дружеского альбома, этими мелочами вполне можно пренебречь, чтобы сохранить место на носителе и сделать как можно больше красивых и просто памятных снимков.

Еще один распространенный формат хранения файлов – RAW. При использовании данного типа файлов на карту заносится "сырое" изображение, не прошедшее никакой обработки, а все настройки, которые применял фотограф для его создания, записываются отдельно. Применяются они только потом – и тогда открывается именно такое изображение, которое и было создано. Большинство современных фотоаппаратов работают и с таким форматом.

Интересно, что последующая компьютерная обработка, равно как и применение настроек, заданных при съемке, может варьировать и изменять изображение: для этого используется специальный конвектор. Настройки можно применить или не применять, сохранить или не сохранять, или полностью заменить на другие – RAW предоставляет широкое маневренное пространство при обработке снимков. Формат будет весьма интересным для профессионала, поскольку открывает простор для творчества, позволяет добиться самых разных эффектов, но остается достаточно емким. Но в этом же имеется у него и минус: необработанные, "сырые" данные не всегда могут применяться сразу.

Следующий формат, достойный внимания – TIFF. Его применяют, когда необходимо сохранить изображение с большой цветовой глубиной – в этом отношении он оказывается просто незаменимым. Он необходим в полиграфии, а порой и при работе с документами. Но кадры, сохраненные в нем, также отличаются большим объемом.

Самым перспективным вариантом в наши дни признан RAW. Ведь при его использовании фотопроцессор аппарата не вносит изменений в фотографию, а просто записывает то, что "увидел". Проводить обработку сохраненных в нем кадров нужно уже на компьютере. То есть этот формат задает только шаблоны, из которых профессиональный фотограф с помощью специальных программ создает непосредственно сам снимок.

Для того чтобы дать возможность фотографу иметь готовые к демонстрации кадры, но оставить возможность дальнейшего их перевоплощения и улучшения некоторые модели современных фотокамер "научились" использовать спаренный формат JPEG+RAW. То есть только что сделанный в таком мультиформате снимок можно тут же распечатывать, как простые любительские фотографии. Однако впоследствии любой из кадров можно подвергнуть серьезнейшей обработке. Иными словами, этот "гибрид" сочетает в себе положительные стоны обоих форматов.

Приведенные здесь типы файлов являются основными для подавляющего большинства фотоаппаратов, и другие в наши дни действительно применяются крайне редко. Именно эти варианты более всего подошли именно для фотографических объектов. У любого профессионального фотографа, или человека, увлекающегося таким искусством, должен быть и компьютер, и конвертер, который позволял бы пользоваться всеми этими возможностями, и понимание, что каждая из них больше подойдет для того или иного случая, что универсальных вариантов все равно не существует.

В настоящее время в этой сфере проводятся все новые разработки, и вполне вероятно, скоро появятся новые типы файлов, которые позволят сохранять отснятые кадры более успешно. Но на сегодняшний день используются активно именно эти варианты, и их, в принципе, достаточно.