Вы попадаете на событие, которого вы очень ждали. Чтобы запечатлеть все самые яркие моменты, вы берете с собой фотоаппарат. И вот наступает один из таких моментов, наступает неожиданно. Вы хватаетесь за камеру и, не успевая настроить фотоаппарат, делаете пару снимков. А уже дома, просматривая сделанные кадры, вы с отчаянием понимаете, что на половине из них в фокус взято совсем не то, что вам нужно. Попросту говоря, резкость есть только на фоне или на соседе того человека, которого вы так хотели запечатлеть. Причина неудачных кадров кроется в неправильном использовании точек фокусировки. Сегодня мы научимся с ними работать.

Обычно в зеркальном фотоаппарате есть несколько автоматических режимов фокусировки, которые вы можете найти в настройках. Их может быть четыре. Поговорим о каждом в отдельности.

Широкая зона фокусировки

Нужно применять, когда вы хотите, чтобы все объекты на фотографии были в резкости. Широкая АФ (автоматическая фокусировка) может быть очень полезной при съёмке пейзажей, толпы, текстов, изображений и т.д. Если идёт съёмка объектов разных планов, то фокус будет падать туда, куда «понравится» вашей камере. Здесь не работает закономерность ближнего к камере объекта. Фотоаппарат фокусируется на том, что находится ближе к центру.

Зонная фокусировка

Данный режим позволяет выбирать с помощью джойстика нужные зоны или точки фокусировки, поэтому у этого режима больше возможностей, чем у предыдущего. Все точки фокусировки делятся на три зоны: слева, в центре, справа. Вы можете выбрать нужную вам зону и не беспокоиться о том, что герой вашей будущей фотографии окажется в размытой дымке. Это может пригодиться, например, при портретной съёмке, когда нужно поместить модель не в центре, а чуть сбоку. В любом случае, при выборе определённой зоны будут работать не все точки фокусировки, а лишь треть (например, из двенадцати точек будут активны только четыре). Это можно делать лишь в том случае, если у вас перед каждым новым кадром будет время на то, чтобы изменить зону фокусировки. Если же вы снимаете что-то в движении, то выбирать конкретную область будет неуместно. По крайней мере, можно оставить центральную зону, потому что в условиях быстрой смены событий вам некогда думать о композиции, и вы стараетесь поместить объект съёмки в центр.

Точечная фокусировка

При этом режиме из всех точек фокусировки будет активна только одна – центральная. Эта точка наиболее чувствительна к свету, поэтому её лучше использовать при плохом или, наоборот, при слишком ярком освещении. При съёмке в движении это также не самый лучший вариант: в фокус попадает то, что проходит непосредственно через эту точку. Бывает так, что объект статичен, но его не хочется помещать в центр кадра. Здесь можно немного схитрить: сначала сфокусироваться на нём центральной точкой, нажав на половину кнопку спуска, а затем, не отжимая кнопку, передвинуть фотоаппарат чуть в сторону. Фокусировка сохранится на нужном вам объекте, но вы легко сможете поместить его в любую часть кадра.

Местная фокусировка

В этом случае, как и в предыдущем, активна только одна точка фокусировки. Но вы можете её выбирать самостоятельно. То есть, это не обязательно будет центральная точка. Если вам нужно сфокусироваться на объекте справа, вы выбираете точку в правом секторе и фотографируете. В остальном этот вид АФ очень похож на точечную.

В некоторых камерах также есть следящий автофокус. Он прекрасно подходит для съёмки в движении. Это может быть фокусировка с помощью одной лишь центральной точки, или же с помощью нескольких, когда фокус автоматически переходит с одних точек на другие. Но этот режим можно встретить в более дорогих видах камер.