«Смена» - символ эпохи

Во время развитого социализма было принято давать названия с глубоким внутренним смыслом. Фотоаппарат «Смена» - типичное тому подтверждение.

Что он из себя представлял? Недорогой. 15 рублей за самую дешевую из моделей, при средней зарплате учителей и врачей 180-230 рублей (приведены категории не самых высокооплачиваемых профессий). Его мог позволить себе каждый. Его импортировали за границу. И он был там популярен! (не правда ли, странно звучит для современной России, где на экспорт идут только нефть и газ). Зафиксирован рекорд в книге Гиннеса – «Смена» - самый продаваемый фотоаппарат в мире!

Неприхотливый, прощающий мелкие ошибки начинающему фотографу. На качестве получаемых фотографий это, конечно же, сказывалось. Недостаточная резкость, смазанный пейзаж. Но групповой портрет получался, можно было даже рассмотреть, кто изображен (особенно, если помнить, где кто стоял).

Одними из самых главных его достоинств были, конечно, качество и надежность. Взяв фотоаппарат в руки, становилось сразу понятно – прочность его выше всяких похвал. Простой прямоугольный корпус, никаких изысков, почти идеальный пластмассовый кирпичик с алюминиевыми вставками (именно пластмасса, а не хрупкий современный пластик), несъемный объектив. Было крепление под внешнюю фотовспышку (которая иногда не срабатывала). Приятный на ощупь, дающий чувство уверенности. Не занимал много места. В комплекте обязательно шел оригинальный (как сейчас модно говорить) чехол из натуральной кожи с ремешком. Почувствуйте разницу в комплектации в сравнении с его современными собратьями.

В нем не было никаких батареек. Все процессы осуществлялись вручную. Перемотать пленку для следующего кадра – извольте покрутить специальное колесико или взвести ручку затвора. Перемотка уже отснятой пленки – уже другим приспособлением. Не могло быть и речи о том, чтобы вести съемку неподготовленному человеку. При всей адаптации к новичкам наличие первичных навыков было просто необходимо. С современными «мыльницами» сравнить было нельзя. Но при этом не стоит забывать, что в стране была разветвленная сеть фотокружков в различных учреждениях культуры, на предприятиях и заводах. И почти в каждом Доме пионеров был стенд с фотоработами подрастающего поколения.

Осваивать все его премудрости можно было и самостоятельно. Метод проб и ошибок еще никто не запрещал. Тем более что такой опыт очень ценен.

Подготовка к съемке. Пленка

Сама пленка продавалась в картонной коробочке в специальной упаковке. Кассету для пленки нужно было приобретать отдельно. Далее, нужно было дождаться глубокой ночи или максимально исключить проникновение света в помещение (для этого идеально подходили ванная комната или туалет). Как другой, более мобильный вариант, специальный удлиненный мешочек из очень плотной ткани с двумя отверстиями, забранными по краям резинкой.

Следующий этап – зарядка пленки в кассету. Пленку нужно было достать из упаковки, взять специальную катушку и, внимание! Накручивать эту пленку на катушку! Предварительно закрепив в специальной прорези на последней хвостик пленки! Если этого не сделать, пленка при съемке благополучно выскакивала и оставалась в фотоаппарате. А нерадивые фотографы перекручивали ее якобы обратно в кассету и открывали крышку, чтобы достать. Сколько прекрасных кадров так было загублено, никому не известно.

Так вот, пленка на катушке, катушка вставлена в корпус кассеты, запорная крышечка закрыта. Можно с чистой совестью вытереть пот со лба и мысленно проговаривать мольбы, что пленка не засветилась во время этого процесса и что дальше все будет хорошо.

Подготовка к съемке. Зарядка кассеты

Достаточно легкий этап (особенно по сравнению с предыдущим). Крышка у разных моделей открывалась по-разному, но сложного ничего не было. Все понятно и интуитивно. Главное было не перепутать верх и низ кассеты, иначе могли возникнуть небольшие проблемы (не зашел бы хвостик в пленкоприемную катушку фотоаппарата). Еще могла возникнуть неприятность – не закрепилась пленка. Исправлялась повторной вставкой. Вообще рекомендовалось один раз сфотографировать при открытой крышке – кадр засветится, зато будет возможность убедиться в правильности действий. Эта манипуляция нужна была еще для того, чтобы проверить – работает или нет счетчик кадров. Стояла механическая система, которая приводилась в движении перфорацией по бокам пленки. И если пленка закреплялась неправильно, счетчик не работал со всеми вытекающими последствиями.

Съемка

Звучит обыденно. Но с тем фотоаппаратом… это было священнодействие. Определить расстояние до объекта, выбрать правильные параметры… Для непосвященного все это было сложно. Но и здесь конструкторы смогли пойти навстречу потребителям. Для выбора освещенности использовались символы: солнце, солнце в тучах, тучи и т.д. Одна из моделей так и называлась «Смена-символ». Существовали варианты одиночного фото, группового, пейзажа. По сравнению с современными цифровыми подготовка занимала несколько секунд даже у опытных фотографов. Нажатие на спуск, щелчок затвора (которому так примитивно и бесполезно стараются подражать современные «мыльницы»). И нужно поворачивать специальный барабанчик для перемотки пленки. В разных моделях применялась различные конструкции, но суть остается одна: пленка проворачивалась вручную.

Последний кадр

И вот подходит долгожданный миг. Счетчик кадров показывает заветное число «36». Пленку можно доставать. Не тут-то было! Такая забывчивость обходилась потерей всей фотосессии. Ее нужно было перематывать обратно в кассету (это не касалось моделей с двумя кассетами – пленка из одной перематывалась в другую, вот тут можно было открывать крышку без внутренней дрожи).

Кассета извлечена. Фотограф должен был произвести еще массу сложных и не очень операций, но к фотоаппарату они отношения уже не имели. Он сделал свое важное дело и ждал, когда понадобится снова. Запечатлеть значимые моменты в жизни людей. А на смену «Смене» пришли более современные и адаптированные под людей «мыльницы» и полароиды.