Широкоугольный объектив. Первое знакомство

Вы стали чувствовать, что видоискатель верной мыльницы стал закрывать панораму ваших творческих фантазий? Горизонты роста раздвинулись, а старая камера стала сродни тесной одежде, из которой выросли? Значит, наступила пора сделать шаг и подняться на следующую ступень лестницы. Начинающий фотограф открывает новую страницу в изучении такого увлекательного мира – застывшее движение, пойманный миг, история в одной картинке.

Конечно, для этого потребуется профессиональное оборудование. Придется сменить «мыльницу» на сложную зеркальную технику. И сразу же возникают нюансы. У «зеркалки» можно и нужно менять объектив… Причем, одним из вариантов может быть «широкоугольник». Появляются вопросы. «Что это за объектив? Для каких целей он предназначен?»

Не вдаваясь в массу сложных технических подробностей, ему можно дать следующее определение: это объектив, у которого фокусное расстояние находится в промежутке от 15 до 35 миллиметров. То есть меньше, чем диагональ пленочного кадра (на дворе 21 век, эпоха цифрового фото, а стандарты прошлого действуют до сих пор).

В свою очередь, широкоугольные объективы можно разделить на «фиксы» и «зумы».

«Фикс» - фотограф в движении

Эта группа характерна фиксированным фокусным расстоянием. Что же имеем в плюсе? Достаточно небольшой вес, более качественные снимки благодаря хорошей оптике. Что в минусе. Постоянное передвижение с места на место. Хотите приблизить объекты – выдвигаетесь вперед, желаете получить более широкий охват? Придется переместиться назад.

«Зум». Да здравствует «отъезд» - «наезд»!?

Такие «стекла» оборудованы механизмом, позволяющим менять фокусное расстояние. Положительные стороны. Не сходя с места, можно делать снимки и отдаленных объектов и средние планы. Универсальность – его главный козырь! Но, при всех его достоинствах, есть и отрицательные моменты.

1. Вес. Они значительно тяжелее фиксированных. При длительной съемке это даст о себе знать (особенно, если работать без штатива).

2. Качество работ. Сложный механизм комплекса линз неизбежно будет давать небольшие искажения, которые при ряде обстоятельств смогут «замылить» снимок или снизить качество цветности.

3. Стоимость. Такой аксессуар дороже фиксированного.

Какой выбор сделать? Рассмотрите ценовой параметр, подумайте, что вы будете снимать с его помощью. Какой тип будет больше подходить для ваших замыслов – решать, конечно же, вам.

Итак, что снимаем?

В большинстве «широкоугольники» используются для пейзажной съемки. Кстати, фотографировать шедевры архитектуры (а также несколько полуразвалившихся домов заброшенной деревеньки для антуража) – одно удовольствие. Захват – максимальный. Простор– ничем не ограничен. Хотите подчеркнуть перспективу? Не вопрос! Выделите центральным планом одинокий полевой цветок и получите русское поле во всем его величии и бескрайности.

Широкий охват. Что же делать со светом?

Достоинство и недостаток этого объектива– широкий формат. При съемке в кадр попадает множество объектов. Идеальное решение для панорамной композиции. Но! Почему-то, в большинстве случаев, все они освещены не равномерно. И тут начинают возникать трудности.

Солнце создает сложности

Очень сложно выбрать идеальное освещение для композиции (особенно сцен на открытой местности). Яркое солнце может давать блики. Избавиться от этого порой невозможно. Чтобы решить эту проблему, нужно использовать фильтры и бленду (специальное приспособление, в виде лепестков), но и здесь важно найти оптимальное сочетание (метод эксперимента вам в помощь).

Выбираем время сами

Конечно же, если не получается бороться с бликами, нужно выбрать время суток, когда их не будет. Идея стара, как мир и широко распространена. Временной промежуток полчаса после восхода солнца и менее известный, и не особо распространенный, за 30 минут до того, как небесное светило закатится на покой. Эти два «волшебных часа» дадут возможность реализовать все творческие задумки, имея в запасе ровное, однородное освещение (речь не идет о пасмурных, дождливых, снежных днях).

Широкоугольник и портрет – вещи несовместимые. Так ли это на самом деле?

Вариант А. Шаржи от начинающего карикатуриста

Ух ты! Новая камера, новый объектив! Как же не попробовать сфотографировать своих родных и друзей, просто знакомых. Упс… Такое «моделям» лучше не показывать. Люди с хорошим чувством юмора посмеются (это лучший вариант). А если шутки не воспринимаются, то могут и сильно обидеться. И высказать предположение, откуда у вас растут руки. Или что-нибудь нелестное про зрение. Что же произошло на самом деле? Эти объективы искажают пропорции объектов (при значительном приближении). Такую особенность можно специально использовать для достижения определенного постановочного эффекта, придания эмоциональности сцене (шутливый тон, так сказать).

Вариант Б. Человек – часть композиции или расстановка акцентов

Если вы вдоволь наигрались с карикатурными изображениями, то можно задать себе вопрос: «А как еще использовать этот аксессуар для съемки человека?» Оказывается, это возможно без различных издевательств над личностью. Нужно изменить взгляд… Свой взгляд на окружающий мир. Рассматривать человека как одну из составляющих композиции, но не как главное действующее лицо. Такая позиция, кстати, имеет ряд определенных преимуществ. Одно из них: на снимках иногда получается, что люди выглядят непропорционально. Голова получается больше, чем есть на самом деле. Или наоборот. На фоне широких плеч маленькая головка. Сюжет для карикатуриста. Но в нашем случае должен быть качественный кадр. Для решения этой проблемы с успехом можно применять широкоугольник. Композиция кадра поменяется. Человек будет «задвинут» назад, «вписан» в интерьер или окружающую обстановку. Перестанет быть главным героем сюжетной композиции. Но! Он будет выглядеть пропорционально и естественно. Это, кстати, относится и к людям, имеющим настоящие недостатки внешности и желающие, чтобы они не слишком выделялись (полнота, например).