Выдержка, диафрагма. Для начинающего фотографа эти слова звучат, как волшебные заклинания, которые еще предстоит выучить и использовать. Что такое «выдержка»? Срок давности вина? А «диафрагма»? Что-то медицинское или автомобильное? Конечно же, нет. Но очень похожее.

Начнем с диафрагмы. Это механизм, состоящий из лепестков, которые раскрываясь, пропускают пучок света определенного размера на матрицу или пленку. Размер раскрытия диафрагмы, конечно же, регулируется. В момент нажатия кнопки «пуск» и происходит таинство фиксации изображения, видимого глазу, на носитель (сейчас это файл, в который записывается информация).

Параметры

Выдержка – это промежуток времени, в течение которого будет открыта диафрагма. Собственно, ничего сложного, на словах все понятно. Но это может показаться на первый взгляд. От возможности фотографа работать с этими элементами напрямую зависит не столько качество получаемых фотографий, сколько возможность передать красоту пойманного момента, подчеркнуть важное и опустить ненужное. Знание и умение пользоваться этими функциями своей камеры поможет сделать вам ценные, запоминающиеся кадры.

«Я беру камень и отсекаю все лишнее»

Микеланджело Буонарроти

Эпоха цифрового фото значительно облегчила жизнь начинающих фотографов. После покупки, на камере устанавливается позиция «авто» и все. Фотоаппарат все делает сам. В зависимости от настроек, которыми его наделили инженеры и программисты. Но вот жизнь – это такая забавная и интересная штука, которая почему-то не всегда вписывается в эти ограниченные рамки. И тогда начинают возникать вопросы. «Как сделать снимок в таком ракурсе? Почему не получается такая композиция?» И правда, как выделить основной объект композиции, замаскировав окружающий фон?

Чтобы получить желаемый результат, необходимо максимально открыть диафрагму, сделать «наезд» (приближение объективом) на главного действующего героя (им может быть не только человек). Теперь самое забавное и интересное. Получив картинку на дисплее, постепенно отдаляемся для выбора оптимального постановочного ракурса. Для получения корректного изображения еще не следует забывать про освещение. Оно должно быть достаточным и по возможности естественным, так как вспышка не сможет осветить все снимаемое пространство в целом.

«Жизнь требует движения»

Аристотель

Самое сложное и самое привлекательное занятие для фотографа – запечатлеть движение. Поймать миг перемещения и закрыть его в снимке навсегда. Достойная цель, не правда ли? Прежде всего, нужно определить для себя, как снимать.

Вот он движенья миг, а все вокруг застыло, словно в сказке.

Для наполнения картинки жизнью нужна длинная выдержка (более одной секунды). Машины, поезда, другие движущиеся объекты получаются смазанными, размытыми, но зато создается эффект перемещения. Для таких фото обязательно потребуется штатив. Даже тренированный фотограф не сможет держать камеру в руках, не качнув ее. Впрочем, в качестве поддержки сможет выступить достаточно ровная поверхность какого-нибудь предмета (даже картонная коробка, если достаточно твердо стоит).

Чтобы поймать тот миг, когда понятно, что без движения не может быть самого существования объекта (полет пчелы, шмеля, птицы), необходимо использовать короткую выдержку (менее одной секунды). В результате будем иметь четкую картинку, хотя и статичную.

Поиграем с экспопарой

В большинстве недорогих цифровых фотоаппаратов выставить вручную значения данных параметров невозможно (производители посчитали, что это лишнее за такие деньги). Но отчаиваться не стоит. Можно использовать то, что есть. В настройках можно найти такой пункт «EV». Суть этого параметра в том, что значения параметров выдержка-диафрагма скомбинированы и изменяются синхронно. Что это дает фотографу? Можно искусственно затемнить снимаемый объект. Или наоборот, сделать ночь днем.

Чтобы все узнать, придется нарушать правила и ставить эксперименты. Как, по-вашему, можно ли снять обыкновенную люстру? Да, да, когда включено электричество и горит лампочка. Оказывается, все возможно. Нужно только найти правильный подход.

Берем камеру, включаем свет и… начинаем ставить опыты.

Значение «EV» ставится в -2. Вспышка принудительно отключается. Снимок. В результате получаем сюрреалистическую картину. Видна горящая люстра, но все вокруг покрыто мраком. Прямо апокалипсис какой-то. (Рис.1)

рис 1

Рис.1 (кликните для увеличения)

Значение «EV» равно 0. Встроенная вспышка ставится на принудительное срабатывание. Нажимаем на спуск затвора. Щелчок. Что получилось? Мягкие, слегка размытые полутона, неяркий свет. Четкие, легко просматриваемые и узнаваемые контуры. Скорее всего, самый оптимальный вариант для подобного рода объектов. Видно, что за предмет, видно, что нормально функционирует (выполняет свою обязанность – несет свет людям). (Рис.2)

рис 1

Рис.2 (кликните для увеличения)

Значение «EV» равно +2. Вспышка снова в режиме «постоянно включена». Снимок. И опять какой-то авангард. Яркое пятно бросается в глаза. Задний фон расплывчат. Но зато хорошее очертание контура предмета (вдруг кому-то понадобится такой брак, мало ли на свете чудаков).

рис 1

Рис.3 (кликните для увеличения)

Занимательное чтение или изучаем инструкцию до того, как что-то сломалось…

Да, действительно, большинство людей читают эти брошюрки, когда читать нечего или прибор не работает. Оказывается, зря! Производитель поскупился, и на вашей камере нет ручных настроек?! Неприятно, но не критично. Открываем волшебную книжицу «Инструкция по эксплуатации» и начинаем листать. Ба! Что это такое?! Клавиша «меню», пункт «сюжет»… Не может этого быть! Конечно подобраны не все случаи жизни, но все же. Лучше, чем ничего. Режим съемки текста, макросъемка. Ничего себе, даже салют можно снимать! И еще много чего полезного. Даже экспозамер настроить. Одним словом, почитать, посмотреть, что где находится и поиграть. В смысле поэкспериментировать. С камерой. Поснимать один и тот же предмет при разных настройках. Поверьте, узнаете для себя много нового.