Выдержка – это время, в течение которого свет воздействует на матрицу фотокамеры.

Выдержка измеряется в долях секунды. Стандартные значения: 1:8000; 1:4000 … 1:125; 1:60; 1:30; 1:15; … 1:2; 1; 2. Нередко для коротких выдержек пишут только знаменатель (125, 60, 30).

При установке экспозиции необходимо учитывать, что чем меньше диафрагма, тем больше должна быть выдержка (при неизменной светочувствительности). Если это правило не соблюдать – фотография будет слишком темной, так как света, который попадет на матрицу, будет недостаточно. И, соответственно, наоборот, при большой диафрагме и большой выдержке фотография получится “засвеченной”.

При использовании фотовспышки возникает такой параметр как выдержка синхронизации. Он определяет минимальную выдержку, которую можно использовать при съемке со вспышкой.

Выдержка

С помощью длинной выдержки можно получить интересные эффекты. Например, снимая движущийся объект на неподвижном фоне, мы получим эффект движения. Движущийся объект будет оставлять полосы на траектории, по которой перемещается. Но это уже тема отдельной статьи.

Рассмотрим фотографии движущегося мячика, сделанные на разных выдержках. Верхняя фотография сделана с выдержкой 1:50. На ней четко видны очертания мячика и по фотографии нельзя понять что он движется. Средняя фотография сделана с выдержкой 1:20. Мячик слегка расплывается в направлении движения. По фотографии можно запросто понять куда он катится. Нижний снимок сделан с выдержкой 1:10. Мячик растянулся в направлении перемещения более чем на полтора собственных размера.

Следует отметить, что использовать длинные выдержки нужно осторожно. Дело в том, что малейшее дрожание рук фотографа отрицательно отразится на качестве снимка (это явление называется шевеленка). Фотография получится смазанной. Поэтому съемку на длинных выдержках рекомендуется производить с использованием штатива. Если же это невозможно, то лучше соблюдать простое правило: знаменатель выдержки должен быть больше эквивалентного фокусного расстояния объектива.

Короткие выдержки используются при съемке каких-либо движущихся объектов, когда нужно получить четкий снимок происходящего в один момент времени. В качестве примера можно привести съемку спортивных соревнований.