Фотографий снегопад

«Цифра» дала возможность получать огромное количество снимков за короткий промежуток времени. Вот только сразу возникает вопрос, хорошо это или плохо? Посудите сами. Сколько «весят» домашние фотоархивы? Объем занимаемого места на винчестерах, приближается к терабайтам! Благо современные технологии это позволяют. И что из этого? День рождения, свадьба, венчание, крещение. И несколько десятков, если не сотен (СОТЕН), фотографий с каждого события. Физически невозможно отсмотреть такое количество за несколько часов. В результате происходит потеря интереса к такой огромной массе памятных событий. Или взять пожелтевшие фото из старого альбома. Одна старая фотокарточка сразу вызовет массу воспоминаний, беседа о которых под рюмочку чая может продлиться не один час.

«Безвкусица» как символ времени

Массовая доступность цифровых фото породила особую субкультуру, основанную на низкосортных идеалах (отсутствие базовых основ выбора фонов, моделей, компоновки). Существовавшие до этого стили и направления становятся уделом избранных (профессиональных фотографов). А основная масса людей находится вне этих течений. В чем причина такого явления? Фотограф не старается выбирать нужный кадр (не охотится за ним), зачем? Поставил аппарат на съемку автоматом и только водит объективом, как дулом пулемета. Хотите примеры? Можно зайти на страницы, принадлежащие молодежи, в любых социальных сетях. Волосы иногда становятся дыбом от подобных шедевров. Но это частный случай. «Любимая» реклама – еще один яркий пример. Излом и пересечение линий, несочетающиеся цвета, модели, которые непонятно, как и где стоят. Может быть, это новый рекламный ход для привлечения потребителя, но с точки зрения эстетики – вульгарность и пошлость.

Приманка – технические новшества, улов – кошелек потребителя

Маркетинговая война компаний-производителей затягивает в свой водоворот все большее количество людей. У этой фирмы появилась новая модель (камера столько-то мегапикселей). О, какой прогресс! И что из этого? Друзья дорогие, вы занимаетесь в компании, выпускающей растяжки через улицы или изготавливающей баннеры на фасады домов? Ваш плазменный телевизор имеет диагональ несколько метров? Ведь именно для таких целей понадобится 12-ти мегапиксельная камера. При просмотре на простом стандартном мониторе фото с подобным разрешением не будут иметь сногсшибательного эффекта. Под большим вопросом еще масса «нужных» функций, предлагаемых в новых моделях. «Ах, наш фотоаппарат умеет распознавать улыбки людей»… Очень полезная способность, особенно когда снимаешь закат солнца или пасторальный пейзаж. Подобными новшествами людей просто заманивают, предлагая делать ненужные покупки. Но сознательные граждане спешат брать, ведь он же лучше, чем купленный год назад.

Фотография как показатель успешности

Очень популярно в социальных сетях выкладывать свои всевозможные снимки (где отдыхал и чем занимался). Это отдых в Турции, это новый год в Европе, это мы просто на лыжах катаемся в Альпах. Знакомо, правда? Но стоит посмотреть через призму (видоискатель камеры человеческой психологии), то станет понятна очевидная мотивация. Стремление выделиться, показать, вот мол, жизнь удалась. Не многие, правда, знают, что это наоборот, небольшой (а может и большой) комплекс неполноценности. Человек, таким образом, старается выделиться, самоутвердиться. Доказать всем, и в первую очередь себе, что у него все хорошо. Он успешен. Но вольно или невольно, от такой стратегии страдает еще одна социальная группа. «Люди завидущие». Это те, у кого не было или нет возможности поступить так же. Съездить, отдохнуть. У них начинает расти зависть. И она, зависть, может принимать различные формы, степени и оттенки, от самых безобидных до реально опасных. Причем здесь фотография? Оказывается, ее вина тоже есть. Доступность. Возможность сделать большое количество снимков. Возможность сразу же разместить их на своей страничке. Качество, максимально передающее всю красоту и прелесть посещаемого места и одновременно подчеркивающее ущербность всех остальных, кто не смог этого сделать.

«Красота спасет мир». А качество?

Идеальное качество получаемых фотографий создает иллюзию, что мир лучше, чем есть на самом деле. Замечательные изображения, воспроизводимые на дисплеях и мониторах, заставляют человека видеть все в другом свете. А отрываясь от просмотра, он попадает в свою реальную жизнь. Которая совершенно иная. Широко используемые возможности обработки картинки в различных графических редакторах только усугубляют сложившееся положение. Отполированные люди. Пейзажи и натюрморты, изменившие цветовую гамму по стандартам CMYK или RGB. Происходит внутренний конфликт – непонятно, где истина, где ложь. Человек начинает сомневаться в своих органах чувств (зрении), в самом себе. «Все на месте, но что-то не так», как пел великий Виктор Цой. Продвинутые молодые мамы учат своих малышей: «Вот киска, вот собачка, вот деревья», - показывая на экран компьютера. А малыш, выйдя на улицу, не узнает ни кошки, ни собаки. Не понимает, что вот это - дерево. Почему? Да потому что они другие...

Таинство пропало...

Старинная тренога, за ней накрытый плотной тканью человек, колдующий с фотоаппаратом... Ожидание таинства, глухой голос, говорящий, что из объектива вылетит птичка. Все это ушло в глубокое прошлое. Но еще лет 15-20 назад профессия фотографа была окутана ореолом таинственности. Не каждый мог позволить себе купить камеру, еще меньше людей умели нормально снимать. Фотограф был сродни волшебнику. Сейчас простая цифровая «мыльница» стоит очень дешево. Купил, включил, поставил на «автомат» подбор параметров съемки и знай, нажимай на спуск. Не понравилось, удалил. А где же волшебство и куда пропала птичка? Оно ушло и пернатое улетело. Не любят они такого отношения к себе. Автоматического.