Живет на свете такая птичка, которую никто никогда не видел, но о которой многие слышали с той самой поры, как появился первый в мире фотоаппарат. Но какой же она породы и видел ли ее кто-нибудь? Откуда она взялась и где живет? Такие забавные вопросы нередко приходиться слышать фотографу от пытливых умов.

Предположительно эта птичка, условно назовем ее фотопташкой, имеет серебряные крылья, которые отражают вспышку камеры. За недолгий промежуток времени, пока идет съемка, она успевает скрыться с глаз, улетев в неизвестном направлении. А может она и вовсе, подобно мотыльку, живет одним этим мгновением вспышки, после чего как в долгожданном предназначении растворяется в ней? Так или иначе, но еще совсем недавно было невозможно представить себе фотографию без чуда-птички. Сегодня же все мысли создателей новых моделей фотокамер, напротив, направлены лишь на то, чтобы исчезло представление о пташке, или, как они наивно полагают, о вспышке. В чем же причина такого пренебрежения жизнью птички? Ответ прост – в красных глазах. Вернее, в эффекте красных глаз у всех тех, на кого упадет ее острый, во всех смыслах этого слова, взгляд.

А кроме шуток? Как появилось главное «заклинание» всех фотографов «сейчас вылетит птичка!»? Вот об этом мы вам сегодня и расскажем.

Как известно, на заре 20 века весь процесс экспозиции длился десятки минут и был весьма трудоемким. Не удивительно, что сидящий на стуле под яркими лучами солнца в совершенно неподвижной позе клиент ателье нередко засыпал от усталости или вовсе падал в обморок. При этом портретируемый выглядел так, будто он долгое время подвергался истязаниям и пыткам, а на оцепеневшем лице «красовались» застывшие черты лица и отсутствующий взгляд. Конечно, со временем эту процедуру удалось несколько сократить, однако, несмотря на все это, вплоть до 20-х годов прошлого века в каждом салоне имелся, так называемый, держатель головы, который позволял достопочтенным господам максимально комфортно и легко переживать процесс позирования.

Разумеется, о съемке детей в подобных условиях не могло идти и речи. Что и говорить, если даже взрослому мужчине с недюжинной силой воли с трудом удавалось долго и неподвижно просидеть на одном месте - для непоседливого ребенка это и вовсе было невозможно. Именно поэтому первые «детские» фотографии появились значительно позже. Впрочем, на всех них малыши имели неизменно «школьный» возраст, а их позы все еще отличались статичностью.

С развитием технологий возраст портретируемых заметно снижался, и на снимках тех лет уже нередко можно встретить младенцев. Однако фотоаппаратам все еще трудно было снять их в движении, и нередко на групповых фотографиях среди отчетливо снятых родителей можно встретить «смазанное» изображение их чада. Вот фотографам и приходилось прибегать к всевозможным уловкам, чтобы как-то усмирить непослушного ребенка (если внимательно присмотреться к некоторым снимкам, за спинкой стула можно рассмотреть край одежды его мамы, которая спряталась там и плотно прижимает к ней крохотное тельце, пропустив через ее зазоры полы его сорочки), пока однажды кто-то не придумал ту самую птичку из латуни.

Для того чтобы заставить шебутных и впечатлительных детей хотя бы на несколько минут замереть перед объективом фотокамеры, ассистент держал над ним фигурку птички, нижняя часть которой была заполнена водой. Через небольшое отверстие к ней подходил резиновый шлаг с грушей, при надавливании на которую птичка издавал своеобразный свист, который напоминал пение настоящее птицы. И поэтому, услышав фразу «сейчас вылетит птичка», малыш с особым интересом ждал появления чуда, не отрываясь смотря в камеру.