Бывают иногда такие моменты, когда при съемке на пленере, первой реакцией на удачно пойманную случайную композицию становится срабатывание затвора фотоаппарата. Может быть даже несколько раз, с поправкой на условия освещения и необходимую глубину резкости, но в любом случае, у фотографа есть определенный шанс увидеть еще раз натуральную красоту объекта съемки. Впоследствии, уже разбирая отснятый материал, ловишь себя на мысли, что вроде «все как вчера», но что-то все же, безнадежно утрачено.

Поиск ответа на возникший вопрос ни к чему не приводит: композиция схвачена в нужном аспекте, минимальная глубина резкости идеально прорисовывает смысловой центр изображения. И только беглый взгляд на камеру, проясняет ситуацию – на объективе стоит поляризационный фильтр, который и «съел» отражающиеся на мокром асфальте небо и крыши домов.

То есть, установленный для того, чтобы подчеркнуть фактуру неба после дождя, фильтр сработал с совершенно неожиданным эффектом, а ведь достаточно было просто повернуть переднюю оправу, для того чтобы увеличить направленный на пленку поток отраженного света.

Описанный случай из далекого прошлого, когда снимали преимущественно на пленку, доходчиво объясняет, почему светофильтры использовались фотолюбителями крайне редко. А основными пользователями вспомогательной оптики во все времена были истинные поклонники фотографии, ведь возможностей объектива (пусть даже и с запредельными техническими характеристиками) не всегда хватает для того, чтобы передать посредством статичного изображения собственные ощущения и композиционную идею снимка.

Фильтры для пленочной техники

Еще не так давно у практикующего фотографа с наклонностями художника помимо обязательных двух камер (с черно-белой и цветной пленкой), минимального набора (широкоугольник, «полтинник», «портретник» и «телевик») объективов, в кофре обязательно присутствовали несколько основных светофильтров.

Так, для того, чтобы получить эффектные черно-белые фотографии, можно было воспользоваться цветными (зеленым, желтым, оранжевым и пр.) фильтрами. Причем, использовать их надо весьма осторожно, основываясь на четких представлениях о том, какие особенности присущи каждой модели.

Дело в том, что увеличение интенсивности излучения (справедливо для любого цвета) посредством светофильтра позволяет не только осветлить идентичные цвета, но и изменить характеристики других цветов, попавших в поле зрения объектива. Например, с желтоватым фильтром осенние листья на ч\б отпечатке будут значительно светлее, чем фактурное облачное небо.

Несколько иная ситуация с цветной фотографией – все цветокорректирующие и инверсионные фильтры, в большей степени использовались для создания необычных цветовых решений, несколько реже их применение позволяло получить снимки с одним подчеркнуто-ярким цветом (если этого требовал творческий замысел фотохудожника).

Иногда были востребованы двухцветные, с плавным переходом, модели – самый простой способ снизить яркость неба, без изменений в нижней части кадра. Но чаще всего использовались лучевые фильтры, рисующие многолучевые звезды вокруг четко видимых светящихся объектов. Самые смелые фотографы воплощали свои идеи при помощи призменных фильтров, позволяющих получить несколько изображений в одном кадре. Исключительно художественная портретная съемка была просто немыслима без софт-фильтра, мягко размывающего мелкие резкие линии.

На сегодняшний день все вышеописанные модели целесообразно использовать только с пленочной техникой, хотя бы потому, что цифровое оборудование позволяет производить постобработку изображений, имея при этом возможность визуально определить наилучший вариант оформления снимка.

Светофильтры, актуальные и для цифровой фототехники

Из востребованных в «цифре» светофильтров, отдельной графой выделены поляризационные модели – уникальные возможности, доступные для их обладателей, невозможно смоделировать посредством графического софта. К тому же, они являются неплохим (правда, весьма дорогостоящим) защитным приспособлением для объектива.

Отдельно можно выделить и нейтрально-серый светофильтр, использование которого позволяет уменьшить искажения (размытия) от яркого света, без изменения основной цветопередачи. Теоретически, подобные действия можно выполнить и при помощи софта, обрабатывающего «сырые» RAW файлы. Однако тщательное сравнение результатов, описанных способов, определенно свидетельствует в пользу фильтра, так как фактически, RAW (со всей его свободной от последствий сжатия информацией) файл – это обработанный источник.

Узкая специализация фильтров, отсекающих (не путать с защитными) ультрафиолет в строго определенном спектре, позволяет избавиться от атмосферной дымки, что так же невозможно сделать без потерь, посредством графического софта.

Инфракрасные фильтры, вообще позиционируются как технические, т.е. их применение обусловлено практической необходимостью в медицине, астрономии и прочих научных сферах. Но, съемка на пленере с ик-фильтром, позволяет получить весьма любопытные снимки. Впрочем, имитировать работу с инфракрасным фильтром, можно практически в любом из популярных графических редакторов.

Нейтральные и УФ-защитные фильтры для цифровой и пленочной фототехники, в подавляющем большинстве случаев используются в качестве защиты линз сложной оптики от пыли, воды и механического воздействия.

Некоторые продавцы могут ошибаться, внося в единый список дополнительного оборудования внешне идентичные светофильтрам: полулинзы, макролинзы – оптические вспомогательные устройства, позволяющие вести макросъемку обычными зум-объективами.

Основные критерии выбора светофильтра

Выбирая наверняка определенный тип светофильтра, в первую очередь, необходимо выяснить какой посадочный диаметр у предполагаемого к работе объектива. Лучше всего, совершая столь ответственную покупку – иметь при себе рабочий объектив, потому что некоторые отличия в шаге резьбы могут доставить определенные трудности, уже при попытке закрепить фильтр.

Ряд преимуществ перед резьбовым соединением имеет студийный вариант крепления фильтров – компедиум. Оборудованный регулируемыми шторками, он отлично справляется и с ролью бленды. Но фильтры для него обладают собственной спецификацией, как в плане габаритов, так и по светопропускающим характеристикам.

Существуют и «полевые» варианты компедиума – расширяющие переходники, целесообразность приобретения которых обусловлена наличием нескольких рабочих объективов. Кстати, для широкоугольника, это наилучший вариант крепления светофильтра. Единственное, на что стоит обратить внимание – угол обзора. Несовпадение угла объектива и фильтра на переходнике приведет к виньетированию краев кадра.

Немаловажны и параметры просветления светофильтра, так как экспозиционная плотность фильтра оказывает непосредственное влияние на выдержку. Конечно, всегда можно положиться на старую, добрую TTL-систему или сравнительно новую, программную экспозиционную автоматику камеры, но при съемке любительской пленочной «зеркалкой», показатели выдержки необходимо корректировать.

Технические возможности любой цифровой зеркальной камеры, даже непрофессионального уровня, делают бесполезными многие модели фильтров, предназначенных для пленочной техники. То есть, переплачивать за защитный SKY-фильтр не имеет смысла – автоматический баланс белого подстраивается под слегка окрашенное стекло, в соответствии с установленными стандартами.

Что касается оптимальной стоимости светофильтра, то в этом отношении не стоит экономить: сравнительно недорогие модели могут не в полной мере отвечать заявленным показателям. Дороже – значит действительно лучше и абсолютно без претензий к качеству на протяжении всего срока службы, при соблюдении правил эксплуатации. К таковым относятся хранение в фабричной таре и чистка специализированными растворами\салфетками.