Опытные фотографы, занимающиеся съемкой пейзажей, пользуются различными светофильтрами, специальными насадками для объектива, которые доводят фотографии до совершенства и придают им особенный шарм. Какими именно светофильтрами они пользуются для пейзажной съемки? Рассмотрим все фильтры по порядку.

1. Ультрафиолетовый светофильтр

Чаще всего именно ультрафиолетовый фильтр (UV-фильтр) используется для съемки пейзажа в солнечный день. Он блокирует ультрафиолетовое излучение никак не препятствуя попаданию свете в объектив. Поэтому умудренные опытом фотографы используют UV-фильтры, отсекающие "вредный" поток света, но одновременно пропускающие "полезный" луч света, который только положительным образом влияет на формирование изображения. Таким образом, UV-фильтр создает ровное по цвету и контрасту изображение, но не меняет при этом естественного окраса изображаемых объектов.

2. Поляризационный светофильтр

Поляризационный фильтр чаще всего используется фотографами для устранения бликов, возникающих на поверхности тех или иных неметаллических предметов в портретной, предметной и уличной фотографии. Он так же широко применяется для пейзажной съемки. С его помощью можно устранить блики от солнца на водной глади, усилить яркость какого-либо цвета на фотографии, например, белых облаков на ярко-голубом фоне неба или желтых цветов на сочно-зеленой поляне.

3. Градиентные светофильтры

Очень интересные эффекты в пейзажной фотографии дают градиентные светофильтры. Они бывают двух видов: цветные и нейтрально-серые. В отличие от цветных фильтров, чьи стекла полностью окрашены в один какой-либо цвет (желтый, синий, красный и т.п.), нейтрально-серые только наполовину окрашены в серый цвет. Цветопередача изображенного на снимке объекта завит от того, какой стороной повернут нейтрально-серый фильтр. Допустим, если окрашенное стекло окажется вверху кадра, тогда поменяется цвет неба, а если внизу - изменится цвет травы. Таким образом, градиентный нейтрально-серый светофильтр меняет силу цвета определенного участка изображения и увеличивает его контраст.

Цветные градиентные фильтры используются фотографами намного реже. Они используются только в том случае, если необходимо усилить какой-либо цвет на фотографии. Так, например, оранжевый фильтр используется для усиления цвета заходящего солнца, а синий окрашивает пасмурное небо в ярко-голубой цвет.

4. Эффектные светофильтры

В своей практике профессиональные фотографы-пейзажисты нередко применяют эффектные светофильтры: туманные, звездные и инфракрасные.

Туманные фильтры позволяют создавать на изображении легкий эффект тумана. Но в отличие от настоящего тумана, рисованный фильтром туман будет стелиться не по земле, а по всей поверхности кадра, поэтому использовать его нужно крайне осторожно.

Звездные светофильтры используются в пейзажной фотографии крайне редко. Они предназначены лишь для того, чтобы "рисовать" от какого-либо яркого источника света красивые лучи. Например, фотографируя солнце через звездный светофильтр, можно получить не обычный блеклый солнечный диск, а солнце с длинными и красивыми лучами.

Инфракрасный светофильтр (ИК-фильтр) - самый популярный фильтр среди эффектных светофильтров. С его помощью можно создать красивые и необычные монохромные фотографии. ИК-фильтр блокирует яркие цвета и пропускает только инфракрасные лучи, в следствии чего получаются необычные пейзажные фотографии в ложном цвете, например в черно-белом или фиолетово-синем.

Все светофильтры по-своему хороши и достойны находиться в арсенале фототехники фотографа, как дополнительные аксессуары для пейзажной фотосъемки.