Появление цифровых фотокамер явилось поистине революционным событием. Перечислять все очевидные плюсы можно долго. Наша задача – рассмотреть один из параметров съемочного процесса, использование которого, благодаря «цифре», стало давать потрясающие результаты.

Итак, светочувствительность. Что же это?

Это восприимчивость пленки или матрицы к получаемому пучку света в момент открытия диафрагмы объектива. Ее определяют в единицах ISO. Значения показателей, конечно же, относительные. Такое понятие было введено для удобства пользователей международной организацией стандартизации.

Пленка и цифровое фото

Если раньше фотограф должен был выбрать пленку под определенное событие или фотосессию, и, естественно, «отщелкать» все 12, 24, 36 кадров, то сейчас такая необходимость отпала. Но не в этом главное. Появилась возможность оперативно менять светочувствительность в зависимости от смены текущей ситуации. Из банкетного зала ресторана (помещение с искусственным освещением) переход на свежий воздух (одинокая луна тускло-бледным светом заливает окрестности городского пейзажа). Настройка на новые параметры, продолжение работы.

Конечно, для большинства людей, пользующихся фотокамерами, вполне достаточно поставить все функции на «авто» и начать съемку. Вот только и фото получаются такие же, стандартные. У всех одно и то же. Меняются декорации, фон, лица. А качество идет по конвейеру, шаблонно.

Чтобы почувствовать разницу, придется взять в руки незаменимого спутника и поставить ряд экспериментов (при проведении опытов фотографы и фотоаппараты в подавляющем большинстве случаев остаются целы и невредимы).

С помощью функциональной клавиши включаем меню, выбираем настройки. В данном случае нас интересует операция «функция» и подпункт ISO. Названия могут быть разными, потому как производителей меньше всего заботит унификация продукции (каждый старается выделиться своими «ноу-хау», а пользователи ломают голову, где спрятаны те или иные настройки). Так вот, допустим, что нужный пункт найден. Для выбора предложены несколько вариантов, от самых минимальных (50-80), до максимальных (1600).

Отлично, часть вопроса, связанная с возможностью настройки, решена. Теперь подходим к самому интересному. Рассмотрим собственно, сам процесс. Время раскрытия объектива (выдержка), резкость – величины постоянные (в нашей ситуации для чистоты эксперимента).

Большие цифры притягивают взгляд? Значит, выбираем максимальное значение (к примеру, 1600). Делаем несколько снимков. Запоминаем их или сразу копируем на компьютер (ноутбук). Затем выставляем самую минимальную величину (80). Также производим несколько «фотовыстрелов». Повторяем операцию с копированием. Почему нужно сравнивать на компьютере? Размер монитора больше, можно рассмотреть детали в мельчайших подробностях. Итак, что же получилось? Фраза «лучше один разу увидеть» так и вертится на языке.

ISO на максимуме (вспышка работает принудительно)

Качество изображения, скажем честно, не на высоте. Невооруженным взглядом заметны посторонние шумы (различного рода помехи и дефекты, возникающие при съемке). Заметно пострадала резкость. Такое ощущение, что у фотографа мелкой дрожью ходуном ходили руки. (фото 1).

Фото 1

Фото 1 (кликните для увеличения)

Значение ISO минимальное (снимки производятся также со вспышкой)

Вот здесь может настать момент истины. Качество изображения получится таким, что многие владельцы своих фотокамер даже не подозревали, на что способны их недорогие цифровые «мыльницы». Да, это так. Четкость изображения, передача цветов (если баланс белого подобран правильно или выставлен вручную) просто поражают. На снимке видны мельчайшие детали снимаемых объектов. Мужчинам, прежде чем делать портреты своих любимых, стоит трижды подумать. Стоит ли так поступать? Даме сердца может не понравиться, что будут видны тщательно замаскированные прыщики. (фото 2)

Фото 2

Фото 2 (кликните для увеличения)

Теперь слегка изменим условия экспериментов. Включаем опцию «выключить вспышку». Сразу становится понятным, для чего нужны очень высокие показатели светочувствительности.

ISO на максимуме

Даже в сумерках получаются достаточно отчетливые фотографии. Пусть с шумами, пусть слега размытые (руки фотографа не самая устойчивая вещь на свете, а штатив не всегда может оказаться с собой). Самое главное, что все можно рассмотреть. Мало ли в жизни возникает ситуаций, когда пользоваться вспышкой нельзя, а сделать фото очень нужно (выбирать или не выбирать стезю папарацци личное дело каждого). (фото 3)

Фото 3

Фото 3 (кликните для увеличения)

ISO на минимуме

Яркий пример того, что так в будущем фотографировать не желательно. Освещения недостаток, и еще параметр воздействия изображения на матрицу ограничен. В результате «темнота, хоть глаз коли». (фото 4)

Фото 4

Фото 4 (кликните для увеличения)

В заключении хотелось бы обратить внимание на совместную работу вспышки и рассмотренной функции. Конечно, можно поставить вспышку на «автомат». Но! Так не хочется этого делать! Ведь можно упустить столько возможностей, нереализованных моментов. Фотокамера в руках даже не профессионала, но любителя-экспериментатора становится уникальным прибором, фиксирующим вечность в моменте времени.

Не стоит ходить за тридевять земель, для поиска подойдет даже собственная квартира. Фото 5 и 6.

Фото 5

Фото 5 (кликните для увеличения)

Фото 6

Фото 6 (кликните для увеличения)

Заметьте, снимки сделаны против всех постулатов фотографии (нельзя снимать против солнца). Но. Если выставить значение светочувствительности на цифру 80, и поиграть со вспышкой (подойдет даже стандартная, встроенная). То получатся весьма забавные результаты. На фото 5 ветви деревьев, подсвеченные солнцем. А если почувствовать себя Прометеем, несущим огонь людям и включить фотовспышку принудительно (работать будет постоянно, хочет она того или нет). То центральным действующим лицом становится оконный стеклопакет с солнцем сквозь ветви деревьев на заднем плане. И вспышку-то маленькую со светилом не сравнить. А результат получился. Если есть желание почувствовать себя художником-сюрреалистом, не включая графический редактор или программу обработки изображений, то карты в руки (в смысле камеру). ISO на максимум, вспышке даем передышку, здравствуй солнышко! Снова наперекор правилам и гротескная картина атомного восхода готова. (фото 7)

Фото 7

Фото 7 (кликните для увеличения)