В понятие ретуширования, по умолчанию включены изменения освещения, цветопередачи и, конечно же, удаление различного рода царапин, вуалей и прочих пятен, связанных с механическими изменениями (например, загрязнение) на поверхности линз, матриц или пленки. И только в последнюю очередь, ретуширование фотографии должно быть акцентировано на изменении структуры кожи модели.

Такой порядок обусловлен тем, что если с фотографии молодой девушки напрочь удалить все веснушки (а еще нежелательнее – родимые пятна), или с портрета пожилого человека стереть морщины, то существует определенный риск получить неестественное (читай – неузнаваемое) лицо с размытыми чертами.

Ретушированная фотография должна сохранить не только пропорциональное сходство с оригиналом, но и все индивидуальные отличительные особенности. Исключение составляют, пожалуй, лишь юношеские угри (на правах относительно временного явления). Да и то, только по причине их неэстетического вида.

Определенный к ретушированию портрет должен быть достаточно высокого разрешения, с хорошей детализацией смыслового центра. Как правило, такие снимки получаются в студийных условиях или при мягком дневном свете на пленере (солнце скрыто за облаками). К сожалению, имеющиеся у каждого фотолюбителя снимки, не всегда соответствуют описанным выше параметрам. Но, при наличии достаточно четкого изображения, можно попробовать свои силы в увлекательном процессе ретуширования портрета.

Не стоит пытаться «поднять» файл, имеющий цифровые дефекты, образовавшиеся в результате многократного сжатия файла – такого рода снимки исправлению не подлежат. Ну, разве только если предполагаемый результат планируется использовать в качестве рабочего слоя для обработки облака или расфокусированного заднего плана с максимальной прозрачностью.

Возьмем в обработку фотографию девушки с естественными родинками и незначительным количеством веснушек.

Исходное изображение

(кликните для увеличения)

Яркое полуденное солнце определило наличие резких теневых переходов на лице модели. Поэтому в качестве первого шага, следует выполнить цветовую коррекцию изображения. Сохранить начальные параметры экспозиции, можно, если обрабатывать файл в режиме LAB. Для чего под вкладкой «изображение» находим строку «режим» и открываем исходник в LAB.

Режим Lab

(кликните для увеличения)

Следующим шагом будет последовательная коррекция уровней для канала «a»,

Коррекция уровней

(кликните для увеличения)

«b»

Коррекция уровней канала b

(кликните для увеличения)

«яркость». Причем, если изменение уровней цветовых каналов проводится симметрично (на одинаковое расстояние графика), но не более чем на 10 % с каждой стороны (в противном случае – изображение будет перенасыщено яркими цветами). То канал «яркость» корректируется с визуальным контролем изображения в рабочем окне программы (следует избегать стирания границ между полутоновыми частями).

Канал яркость

(кликните для увеличения)

Вернув файл в исходный режим (изображение \ режим \ RGB), в палитре слоев создаем дубликат. Он будет подвержен основным изменениям, а в случае неудачной коррекции, всегда можно будет вернуться к начальному слою. Итак, для того, чтобы избавиться от цветового шума и резких тоновых переходов, используем фильтр «размытие по Гауссу».

Размытие по Гауссу

(кликните для увеличения)

Для того чтобы оставить примененный фильтр только для кожи модели, при помощи инструмента «ластик» вернем отчетливое изображение глаз, губ и волос, имеющееся на расположенном ниже фоновом слое. Настройки нажима для ластика не должны превышать 40%, иначе не получится избежать резкого перехода между стираемым и основным слоями.

Инструмент Ластик

(кликните для увеличения)

Для стирания слоя с прической, можно увеличить размер ластика. Увеличение жесткости инструмента приведет к резким переходам между видимыми областями слоев.

Настройка инструмента

(кликните для увеличения)

Следующим шагом в ретуши портрета могло бы быть удаление двух родимых пятен на лице модели. Для чего инструментом штамп (S),.клонируем выбранную (клавиша ALT + левая клавиша мыши) недалеко от родинки, чистую кожу на родимое пятно. Можно использовать и «точечную восстанавливающую кисть» – она, по умолчанию, дублирует расположенные пиксели.

Лицо

(кликните для увеличения)

Но, это будет уже другое лицо. И здесь стоит помнить, что наша цель – ретуширование, а не монтаж.

Инструмент штамп

(кликните для увеличения)

Таким же образом, при помощи «штампа», избавляемся ненужных складок на коже.

Работа штампом

(кликните для увеличения)

Удалив только верхнюю складку, мы не повлияем на естественный изгиб шеи модели. Тогда как, полное выравнивание фактуры кожи на шее, приведет к потере объема и динамики изображения. По окончании ретуширования портрета можно выполнить сведение слоев.

Работа штампом

(кликните для увеличения)

Увеличенная цветовая яркость, полученная после цветокоррекции в начале обработки, сводится к естественным показателям инструментом «вибрация» (вкладка «изображение», строка «коррекция»).

Инструмент Вибрация

(кликните для увеличения)

Преднамеренно уменьшив насыщенность имеющихся цветов, стоит (во избежание провалов цвета) увеличить тоновую вибрацию.

Вибрация

(кликните для увеличения)

В результате, мы менее чем за 10 минут избавились от цветового шума, и резких теневых переходов на картинке. Без потери исходной четкости самых отличительных элементов лица модели.

Результат

(кликните для увеличения)