Расставим приоритеты

Подготовка любительского изображения в «цифре» к печати, в действительности, подразумевает лишь выделение смыслового центра (кадрирование, резкость, виньетирование) и незначительную светокоррекцию. Работая в графическом редакторе, фотолюбителю следует избегать экспериментов с цветом (особенно, если есть расчет на самостоятельную печать), ибо нет смысла заниматься цветокоррекцией на некалиброванном мониторе. Ведь в конечном итоге, на готовом отпечатке цвета будут отличаться полутонами, и это только в лучшем случае.

Было бы неверно полагать, что любой снимок (исходник) можно «вытянуть» посредством обработки в графическом редакторе. Конечно, уникальный софт позволяет изменить исходник до неузнаваемости, создать изображение имитирующее интереснейшие художественные методики, завуалировать недостатки модели или неприглядные участки пейзажа, но для того чтобы вносимые изменения не бросались в глаза – как минимум должен быть качественный исходник.

Техническое качество (экспозиция, шум и пр.) исходника поддается исправлению достаточно сложно – поэтому его следует держать на уровне по умолчанию. В свою очередь, почти все композиционные моменты можно корректировать, причем без опасений испортить общее качество снимка.

А судьи кто?

Конечно, сделать так, чтобы снимок понравился всем без исключения – неимоверно сложно, даже и невозможно в принципе. Отчасти, такая ситуация обусловлена индивидуальными психологическими особенностями каждого человека, в некоторой степени на восприятие влияют как интеллектуальный уровень, так и личные приоритеты, но в любом случае, технические моменты никогда не станут определяющими факторами, если речь идет о художественной фотографии. Даже не смотря на то, что с точки зрения физиологии, принципы (конкретно, те моменты, на которых подсознательно останавливается глаз), на которых построено визуальное восприятие, у всех одинаковы.

Зацепить внимание зрителя теоретически очень просто: соблюдение композиционных правил обеспечивает затягивающий эффект, но очень тонкая грань разделяет правильно скомпонованный кадр от нагромождения фотографических приемов. Решение этой проблемы – в углубленном изучение теории и регулярный практикум. Такой подход позволяет не только пополнить свой запас знаний, но и подсознательно (здесь: не специально, естественно) использовать полученные знания.

Подобное явление сродни утвержденной системе оценки знаний в учебных заведениях, где наивысшая оценка ставится не за доскональное владение информацией, а за умение применить свои знания на практике, причем в нестандартной ситуации.

Поэтому, расчет на потребности и уровень развития целевой аудитории и должен определять параметры съемки предназначенного для печати материала. Хотя бы для того, чтобы в графическом редакторе не пришлось исправлять ошибки, ведь куда проще конвертировать файл в формат необходимый для конкретного оборудования (некоторые особенности широкоформатного оборудования, требуют конвертации привычного многим RGB-режима в CMYK), чем сидеть и прорисовывать слабо экспонированные детали.

Если очень хочется

Сдвиг смыслового центра

В том случае, если упущена возможность изначального компонования снимка, а печать неизбежна, надо определить идейную концепцию изображения. И когда наверняка определено, что хотел сказать фотограф, можно обрезать лишние участки. Здесь полезно будет вспомнить, что динамику изображения можно несколько усилить, сдвинув смысловой центр с центральной части снимка. Если надо показать монументальное спокойствие, то нужно как можно плотнее совместить композиционный центр изображения с центром будущей фотографии. Причем, в этом случае, даже диагональное расположение объекта съемки не изменит ощущений зрителя, относительно отсутствия движения в кадре.

Центральное расположение

Как правило, центральное расположение идейного центра, чаще всего востребовано в портретной и пейзажной съемке.

Золотое сечение

Сдвиг центра в пределах «золотого сечения» может показать объект съемки в глобальном контексте, что в свою очередь дает почву для более глубокого анализа увиденного изображения

Изображение со сдвигом центра в пределах золотого сечения

При невозможности обрезки исходника можно попробовать выделить смысловую основу изображения путем изменения резкости фона.

Изображение до изменений Изображение с измененной резкостью фона

Здесь важно не переусердствовать, потому что вместо некоторого (весьма полезного) объема, свойственного снимкам, сделанным с предельно открытой диафрагмой, можно получить неестественный переход, от четкого к размытому участку.

Что касается прочих способов изменить исходник, то в данном вопросе существенно выигрывает методика перебирания возможных вариантов из списка доступных фильтров (применимо к Photoshop). И это, пожалуй, самый крайний способ исправления самых запущенных исходников.

Печатать или нет? Вот в чем вопрос.

Практическая составляющая фотодела, выводит «цифру» на передний план: неограниченное количество снимков достаточно быстро окупают дорогую и не очень технику; возможность самостоятельной печати ограничена лишь финансовыми средствами, в крайнем случае. В то время как срабатывание затвора пленочного фотоаппарата требует внимательного отношения к построению композиции и знания возможностей аппарата. Может быть поэтому фото с пленки печатаются чаще чем «цифра», к тому же, «цифру» можно просмотреть и на мониторе. А печатать каждый кадр, неважно, с пленки или флешки, только для того чтобы просто складывать в стол – по меньшей мере нерационально.